В минувшем 2022 году в Московском бассейне внутренних водных путей зафиксирован высокий рост пассажирских и грузовых перевозок, говорится в сообщении Росморречфлота. По системе гидротехнических сооружений бассейна прошли порядка 88,8 тыс. судов различного назначения, из них 49,6 тыс. грузовых, 18,9 тыс. пассажирских и 20,3 тысяч технического, вспомогательного флота и маломерных судов.
По внутренним водным путям бассейна перевезено более 2,1 млн пассажиров. Общий пассажиропоток по отношению к аналогичному периоду навигации 2021 года увеличился на 27,6%. Объем грузоперевозок по сравнению с предыдущей навигацией вырос на 4,5% и превысил 26,6 млн тонн. Из общего объема грузов 84,8% приходится на минерально-строительные материалы, 9,4% на промышленное сырье, 4,6% составили нефтепродукты, зерно, лес и прочие грузы - 1,2%.
Год также останется в истории как год высоких показателей ввода нового технического флота, построенного на отечественных предприятиях. Так, за 12 месяцев были введены в эксплуатацию обстановочный теплоход «Владимир Макаров» проекта 3052 и промерное судно «Промерный-9» проекта 3330. Также завершено строительство промерного судна «Промерный-3» проекта 3330.
В настоящее время в разгаре межнавигационный ремонт. На собственных ремонтных пунктах прослиповано 8 единиц флота. Подрядным способом завершен капитальный ремонт 29 единиц флота и текущий ремонт еще 19 судов. В рамках этих работ выполнен ремонт корпусов, осуществлена модернизация с установкой современных двигателей и вспомогательного оборудования, обеспечено исполнение основных требований Российского Классификационного Общества. Все это позволяет поддерживать технический флот учреждения в работоспособном состоянии, необходимом для выполнения госзадания по содержанию внутренних водных путей и обеспечению безопасности судоходства.
В 2023 году запланировано поступление нового обстановочного теплохода проекта 3050.1А. В соответствии с план-графиком внедрения системы контроля расхода топлива (СКРТ) на судах технического флота предусмотрено восстановление работоспособности системына 67 судах и установка дополнительных компонентов на 23 судах. В настоящее время заключено 9 контрактов, тем самым, в 2023 году весь самоходный флот учреждения будет оборудован действующей СКРТ.
На обслуживании водных путей в 2022 году было задействовано 28 обстановочных бригад. Для обеспечения безопасности судоходства и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов выполнены путевые работы по дноуглублению на транзите на 3683,4 тыс. м3, дноочищению на 3784,8 тонн, тралению на 437,2 кв. км. и русловым изысканиям, в количестве 502 съемки. Аварийных происшествий с транзитными судами по вине работников пути не зафиксировано.
За навигацию 2022 года протяженность водных путей с гарантированными габаритами увеличена на 15,5 км, в рамках перевода из 7 категории в 1-2 категории (р. Шоша, р. Трубеж, канал «Липня», подход к грузовым причалам г. Углич).
На участке р. Москва от г/у Софьино до г/у Северка увеличены гарантированные глубины с 2,0 м до 2,2 м. Из перечня внутренних водных путей исключен участок р. Москва 7 категории, протяженностью 2 км.
На навигацию 2023 года запланировано выполнение путевых работ в следующих объемах: дноуглубление 3962,6 тыс. м3, дноочищение 2883 тонны, траление 435,4 км2, русловых изысканий, в количестве 500 съемок.
В минувшем году были завершены проектно-изыскательские работы по реконструкции подстанции 110 кВ «Икша II» № 232. Получено положительное заключение Главгосэкспертизы. Объект передан единому госзаказчику ФКУ «Ространсмодернизация» для осуществления строительно-монтажных работ.
Стартовала реализация пуcкового комплекса № 2 реконструкции Рыбинского гидроузла.
В 2023 году планируется начать строительно-монтажные работы в рамках инвестиционной программы по реконструкции ОРУ 110 кВ подстанций № 230 «Комсомольская» и №127 «Яхрома» для присоединения вторых цепей ВЛ 110 кВ.
В рамках выполнения капитального ремонта ГТС завершены работы по замене АРВ Угличского шлюза № 10У и трубы № 170 с водоспуском. На сегодняшний день в работе находится 17 контрактов по строительно-монтажным работам, из которых 9 контрактов планируется завершить в 2023 году.
Проведено 20 регулярных обследований сооружений, входящих в «Перечень объектов, имеющих судоходные гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию». Также проведены 17 регулярных обследований сооружений, не входящих в «Перечень объектов, имеющих судоходные гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию». Утверждены 14 деклараций безопасности. В 2023 году планируется провести 5 регулярных обследований СГТС: Сходненской ГЭС, Пироговского гидроузла, гидроузла № 3, гидроузла № 6, гидроузла Андреевка.
Инспекторами государственного портового контроля проведены 1249 инспекций судов и иных плавучих объектов в бассейне ВВП. По их итогам выявлено 2967 нарушений обязательных требований. Оформлено и выдано 837 квалификационных документов, 348 удостоверений личности моряка и 156 мореходных книжек. В 2023 году запланировано провести 1200 проверки судов внутреннего водного плавания.
ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортный и водохозяйственным комплексом, выполняющим функции органа госуправления на внутренних водных путях 12 субъектов РФ. Это г. Москва, Московская, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, часть Нижегородской, а также Ивановская области.
Объекты учреждения включают 233 гидротехнических сооружений и 3840 км водных путей, образующих Московский бассейн внутренних водных путей (ВВП), из них с гарантированными габаритами и навигационной обстановкой – 2116,5 км, в том числе протяженность ВВП с освещаемой обстановкой составляет 1125,8 км, отражательной обстановкой 677,7 км, неосвещаемой обстановкой 313 км, без СНО 1723,5 км.
Наряду с транспортной функцией, позволившей сформировать центральный узел Единой глубоководной системы Европейской части РФ, соединяющей Балтийский, Арктический, Азово-Черноморский и Каспийский морские бассейны России, создание Канала имени Москвы на долгую перспективу решило проблему обводнения Москвы-реки и водоснабжения столицы, очень остро стоявшую в 20-х годах ХХ века.
За 85 лет работы каскада гидротехнических сооружений канала в столицу страны было перекачано порядка 150 млрд куб. м волжской воды, эквивалентных более чем четверти объема Черного моря (550 млрд куб. м).